?

Log in

 
 
11 June 2014 @ 07:19 pm
We are loony and we are proud!  
Заголовок – не только цитата, но и единственное оправдание написанию этого поста, потому что кому и зачем я собираюсь рассказывать о шотландском сериале 1994 года, кроме тех, кто о нём и так знает по той же причине, что и я?

У Эдди МакКена (Кен Стотт) из близких – одна грозная и мечтающая наконец женить его бабушка-литовка, работа – очередная дурацкая, продавцом окон с двойным стеклопакетом, зато есть любимое дело и единственный свет в окошке: Эдди – ди-джей на больничном радио. То есть был им, пока его не уволили, предложив на прощание реанимировать радиостанцию в больнице Святого Иуды. Психиатрической.


«Takin‘ Over The Asylum» – простая хорошая история о людях, рассказанная под сопровождение хороших старых песен. Временами уморительно смешная, временами трогательная и грустная, всегда горьковато ироничная.

Ставящая вопрос о границе между нормальностью и болезнью. Каждый четвёртый человек хоть раз в жизни впадает в психическое расстройство, прямым текстом сообщают нам мимоходом в первой же серии. Быстрыми мазками, лишь местами утрируя, демонстрируют безумие якобы нормального мира вокруг. И знакомят с собирающимися вокруг Эдди с его радиостанцией пациентами – теми из обитателей госпиталя, чья связь с реальностью нарушена лишь отчасти. Для кого это больничное радио становится отдушиной и возможностью проявить себя и не быть только пациентом с диагнозом. Потому что ключевая черта МакКенна – неравнодушие. Он смотрит на больных и видит не навешанные на них медициной и обществом таблички, а живых уникальных людей. Вот электронщик и шизофреник Фергюс, регулярно производящий впечатление наиболее здорового человека в комнате. Домохозяйка Розали с обсессивно-компульсивным расстройством, ведущая постоянную войну с убивающими микробами, а заодно являющаяся непревзойдённым организатором. Пребывающая в тяжёлой депрессии Франсин. 19-летний неукротимо живой Кэмпбелл с биполярным расстройством – загорающийся мечтой стать профессиональным диск-жокеем и готовый на всё ради неё.
Eddie: Are you sure you're not manic?
Campbell: I'm inspired, Eddie.
Eddie: What's the difference?
Campbell: Inspired is when you think you can do anything. Manic is when you know it.


Да, мой мимимиметр зашкалил и сломался ещё при виде отдельных кадров, что уж говорить о сериале, когда это восхитительно-обаятельное существо носится по экрану, поёт, танцует и трындит без умолку, вгоняя своими бредово-инфантильными идеями в перманентный фейспалм?.. так что если теперь мне вдруг захочется оценить степень умилительности чего-нибудь, не знаю, что и делать, разве что ввести новую единицу измерения «юный Теннант» и мерить всё в долях от неё. Ну там, среднестатистический котёнок – это где-то 1/2 юТ, рыжая панда может потянуть на ¾…



И сразу ещё об одной личной радости: в распоряжении больничной радиостанции только старые пластинки, 50-70 годов, и они составляют значительную часть саундтрека, а серии называются по песням. В том числе «Beatles». Госпиталь, если помните, St. Jude’s, так что первая пластинка, на которой МакКенна проверяет, работает ли оборудование вообще, это Hey Jude. А ещё будут Help, Ticket To Ride, I Wanna Hold Your Hand и не только.


Кэмпбелл, собственно, второй центральный герой сериала, своими неуёмной энергии и энтузиазмом оттеняющий усталого и потрёпанного МакКенна. А ещё сначала именно через его линию вводится ещё одна важная тема. Собственно, одна из главных проблем мальчика в том, что он слишком легкомысленный, просто слишком живой с точки зрения собственного отца, требующего серьёзности и практичности, которых у Кэмпбелла нет независимо от состояния здоровья. Но если в его случае это выглядит как типичная проблема отцов и детей. то вскоре становится ясно, что дело не только в этом. Никто не хочет иметь в семье психа. Каждый хочет, чтобы его близкие были нормальны – причём в его представлении о том, что это значит. Даже любя, даже сочувствуя, люди чувствуют себя вправе требовать, чтобы их близкие просто стали прежними. Человек с психическим расстройством оказывается ещё и виноват в глазах родни, что портит их благополучную жизнь. И это более чем понятно, но никак не способствует выздоровлению. И ты можешь сколько угодно хорохориться, превращать своё клеймо в боевой клич и носить его с гордостью – когда его бросит тебе в лицо родной человек, будет больно.


Чем кончится дело? Кто-то оживёт, кто-то погибнет, кто-то пойдёт вперёд. Сочувствие и жестокость, победы и поражения, дружба и лицемерие – жизнь просто будет идти дальше во всех своих красоте и безумии.
 
 
 
zver_mangustzver_mangust on April 19th, 2015 08:23 pm (UTC)
Сегодня посмотрел три серии. Это совершенно чудно рифмуется с уайтовским нарративом и идеей деконструкции доминирующих дискурсов.

Рассказывают, что когда Майкл Уайт работал в психушке, он взвешивал истории болезней - если папка весила больше 2 кг, количество навешанных ярлыков и предписаний считалось критическим и он принимал пациента вне очереди.
Дракон, этик и эстетsilbern_drachen on April 19th, 2015 10:06 pm (UTC)
Ага, я когда смотрела, тоже вспоминала про эти вещи. И про ярлыки и разделение человека и его проблемы.
zver_mangustzver_mangust on April 19th, 2015 10:08 pm (UTC)
Вы насколько знакомы с направлением? Мне кажется, сюда еще и Доктор хорошо ложится, РТДшный во всяком случае. "Шаловливый подход к серьезным проблемам" в полный рост :)
Дракон, этик и эстетsilbern_drachen on April 19th, 2015 10:24 pm (UTC)
Поверхностно, увы. Внимательно читала журнал llynden, пока он активно вёлся, прикладывая попутно к самой себе.

В "Докторе" я в этом плане очень люблю "Satan's Pit". Вот тот момент "Роза не жертва, а та, во имя кого всё делается", когда Доктор сменяет нарратив и это позволяет двигаться дальше.
zver_mangustzver_mangust on April 19th, 2015 10:27 pm (UTC)
Дарья в основном в фэйсбуке сейчас, и у нее по нарративу и письменным практикам другие журналы.

А мне очень нравится "идея сообщества", которая у РТД проходит красной нитью.
Дракон, этик и эстетsilbern_drachen on April 19th, 2015 10:38 pm (UTC)
На фейсбуке меня нет, а другие дарьины журналы читаю, да. Вообще в своё время мне это начитанное у неё очень много дало.

Про сообщество не задумывалась, интересно.
zver_mangustzver_mangust on April 19th, 2015 10:41 pm (UTC)
Я в 2010-м учился у Дарьи на семинарах, мне это тоже дало очень много. Это одно из самых человечных направлений практической психологии, в нем сейчас и работаю, когда консультирую, ну плюс телеска еще.
Дракон, этик и эстетsilbern_drachen on April 19th, 2015 10:49 pm (UTC)
Я себя тогда собственными усилиями из неслабой депры вытаскивала, и почерпнутые идеи были весьма полезны. А на мою всегдашнюю привязанность к тексту и рассказыванию историй и вовсе хорошо легло.
zver_mangustzver_mangust on April 19th, 2015 11:42 pm (UTC)
сообщество :)
Дракон, этик и эстетsilbern_drachen on April 20th, 2015 07:44 am (UTC)
Re: сообщество :)
Вот что на съёмках у них там вся команда была очень... единая, это да, судя по всем подобным видео. Интересно, кстати, как сейчас, я бекстейджи моффатовских сезонов особо не смотрела.
Дракон, этик и эстетsilbern_drachen on April 20th, 2015 07:52 am (UTC)
Re: сообщество :)
Вот что на съёмках у них там вся команда была очень... единая, это да, судя по всем подобным видео. Интересно, кстати, как сейчас, я бекстейджи моффатовских сезонов особо не смотрела.
Дракон, этик и эстетsilbern_drachen on April 20th, 2015 08:00 am (UTC)
Re: сообщество :)
Вот что на съёмках у них вся команды была очень.. сплочённая, это да, судя по всем подобным видео, аж завидно делается)
Интересно, как сейчас, я конфиденшлы не все видела и бэкстейджные съёмки моффатовских сезонов не особо смотрела.