Дракон, этик и эстет (silbern_drachen) wrote,
Дракон, этик и эстет
silbern_drachen

Category:

Книжки за лето

Список моего чтения за июль и август выглядит не слишком выразительно, и мало что из него было особо впечатляющим, так что о прочитанном за это время - в двух словах.

Во многом моё летнее чтение определялось унылыми попытками придумать. о чём же написать ВАК-статью.
Остановившись на "Красной стране" Аберкромби, которая смесь фэнтези и вестерна, я поняла, что неплохо бы глянуть, как эта смесь сделана в самом известном варианте - "Тёмной башне" Кинга. Я собиралась когда-нибудь её почитать, ну вот, время пришло. Прочитала первые три книги, до конца года думаю дочитать остальные.
"Стрелок" был слишком полон абстрактного пафосного пустословия, в "Извлечении троих" и  "Бесплодных землях" появились персонажи из плоти, стало веселее.


С другой стороны, я решила, что надо начитать побольше  grimdark фэнтези, а то термин сам по себе и не термин, в общем-то, а магазинный ярлык, может быть любопытно поанализировать и уточнить... Так что  на пару лет я обеспечена списком жёстких фэнтезийных книжек. Первым был Кук, дальше я взяла Р.С. Бекера и прочла трилогию "Князь пустоты": "Тьма прежних времён", "Воин-Пророк", "Падение святого города".  Впечатления смешанные. С одной стороны, у Бекера сложно придуманный, многослойный мир с глубоко уходящей историей, широко раскинувшейся географией... правда, бесчисленные народы там всё равно обладают в лучшем случае одной-двумя какими-то чертами и сливаются в общую серо-буро0алиновую массу, поскольку на самом деле ни читателю, ни автору не интересны, а являются максимум фоном. Но ладно. Меня больше утомляет затыкание всех дыр, в том числе околометафизических, сексом. Все местные силы зла в основном хотят всё вокруг поиметь, в идеале, в умирающем виде в открытые раны, через секс работает одержимость и так далее. Проблема в том, что шокировать читателя чем-то таким можно, по большому счёту, один раз. На десятом упоминании зеваешь.
Но в целом, кстати, по сравнению с Куком Бекер в изображении зла и глобального трындеа куда как более убедителен. И того, почему вдруг кто-то работает на него, тоже.
Сюжет строится вокруг местного крестового похода (отдельные моменты очевидно имеют исторические аналоги, но в основном за кадром, это явно такой кивок читателю, который что-то знает), только теперь представьте, что прямо посреди крестоносцев завёлся, скажем, пророк Магомет и подмял всё это воинство под себя. Причём он самозванец как минимум на половину и действует исключительно в личных интересах... вероятно... впрочем, какова его реальная цель - читатель в лучшем случае узнает в самом конце третьей книги и то условно. Вторая книга была откровенно унылой - её всю занимает описание военного похода, в котором священное воинство претерпевает ужасающие лишения, но громит всё на своём пути. С одной стороны, у меня большой вопрос, как - притом, что у него нет никакого технического,  например, преимущества ни над одним из врагов, с другой  - даже если забыть название третьей книги, быстро становится очевидно, что они всех победят и дойдут, интриги никакой, скучно. С третьей, не берусь судить о качестве описания битв, но мне они к концу трилогии осточертели вконец.
Как водится в  гримдарке, повествование идёт с многих точек зрения, и персонажи довольно-таки полнокровные. Но тоже есть проблема: в той же второй книге новоявленный пророк манипуляциями подминают всех под себя. так что в какой-то момент становится в некотором роде без разницы, про кого ты читаешь - всё равно все эти люди ничего не понимают в происходящем и все обмануты и использованы. Скучно.
Естественно, весь этот поход и многолетняя война - только верхний слой, на самом деле параллельно начинается война с теми самыми силами зла, которые хотят устроить Второй Армагеддон (да, Бекер прямо берёт это слово) и  которые все, кроме одного магического ордена, давно считали байкой, а теперь постепенно ключевым  персонажам становится понятно, что это всё очень всерьёз.
И тут трилогия кончается. читайте тетралогию-продолжение. Так что шутки про авторов-фэнтези, которые писать короче, чем трилогия, не умеют, уже не актуальны. Некоторым трилогии хватает только чтобы завязку написать.
Последней проблемой является, собственно, Воин-Пророк - выходец из некого очень секретного ордена условных тибетских монахов, который натренирован одновременно и на сверхчеловеческую мудрость и проницательность,  умение видеть людей насквозь и манипулировать, и на боевые навыки типа ловли летящих в него стрел  и отбивания их во врагов в любом количестве. Настолько overpowered  персонаж, что раздражает уже даже независимо от того, что манипулятивная сволочь.
Что-то подсказывает мне, что трилогии для знакомства с меня хватит.


Р. Желязны "Двери в песке"
Этот роман под одной обложкой с уже перечитанными "Дорожными знаками", поэтому взяла перечитала и его. Не помнила, надо сказать, совсем, но это и неудивительно: книжка достаточно лёгкая и одноразовая, но рука мастера видна и тут. Желязны берёт совершенно не оригинальный сюжет (хотя не знаю, возможно, совсем прозрачным с первых страниц он стал уже за прошедшую пару десятилетий), но непринуждённо вкидывает в него мешок безумия на грани абсурда - впрочем, его не переходящего, потому что всей этой дури в рамках описываемого мира вам дадут на голубом глазу рациональные объяснения, и получается такой игристый лёгкий коктейльчик, который вроде дурь дурью - только поди вот сам такой смешай, не сможешь.


К. Бове "Королевишны  #3колбаски"
Мне несколько раз попались упоминания, и я прикинула, что это должно быть милое лёгкое чтение на лето. Именно так и оказалось, я с удовольствием проглотила книжицу за день в Хвалынске. Французский young adult про трёх школьниц, которые получают от одного из одноклассников звания Золотой, Сереряной и Бронзовой Колбас, в смысле, жирдяек, и знакомятся и дружатся на этой почве. В это время объявляют о торжестве в Париже с участием любимой рок-группы одной из них и официальных лиц, которые так или иначе напрямую связны с семейными проблемами двух других... И рождается идея сесть на велосипеды и приехать ворваться на это торжество. На какие деньги? - а продавать по дороге жареные колбаски. Безумная идея реализуется, девочки отправляются в путь, об их затее воодушевлённо пишет фем-блоггерша - и внезапно они оказываются в центре внимания всего интернета и журналистов заодно.
Написано от лица одной из девочек, история очень живая, лёгкая, ироничная, смешная, во многом, конечно, сиюминутно современная. И с хорошей концовкой - не в том смысле. что хэппи-энд, а что все затеи девочек заканчиваются правдоподобно и закономерно, это не история "подростки спасли мир", зато история про дорогу и взросление.
Очень славная вещица.


Ф. Малле-Жорис "Бумажный домик"
Видимо, кто-то где-то рекомендовал как приятные импрессионистические зарисовки из жизни французской писательницы.
Ну, до какой-то степени правда - действительно, зарисовки из жизни от первого лица, автор - писательница, мать четверых детей,  очень плохая хозяйка (наличие прислуги, пусть и всегда непутёвой - и эти колоритные фигуры дают половину материала для книги - несколько мешает проникаться бытовыми проблемами авторши). И ещё, к сожалению, христианка, чем дальше, тем больше, зануднее и с всё большими повторениями рассуждающая про то, как же правильно оной быть во Франции последней трети  XX  века. На последней четверти книги мне было уже невыносимо скучно, я дочитывала только из соображения, что бросать на 77% как-то глупо.


Ну и от полудокументального к совсем нон-фикшну.

Г.А. Гальперина, Л.Н. Смирнова, Г.В. Дягилева "Популярная история театра"
На моём любимом сайте с кучей материалов по зарубежной литературе, к сожалению, много и откровенно устаревших уже учебников и книг. Вот и эта история театра оказалась из той же серии - причём коварно: там нет в основном прямых ссылок на Маркса с Лениным, просто оценки и аксиомы, из которых эти оценки исходят, сугубо тенденциозные: церковь - всегда плохо, критика социального устройства - всегда хорошо и т.п.
При этом попытки что-то рассказать и объяснить про разных великих актёров приводят к пустословию, из которого не рождается внятной картинки и понимания, так чем, условно говоря, стремление к естественности одного отличалось от натуральности другого, притом что оба из разных веков и направлений.


Е. И. Карцева "Вестерн. Эволюция жанра"
Ещё одна книга, прочитанная как бы для дела. Написана живо и просто, много пересказов сюжетов конкретных фильмов, хотелось бы даже как-то побольше обобщений. Но я после этого собралась посмотреть парочку древних фильмов, чем не достижение для книги)


Из книги Th. Schatz "Hollywood Genres" я прочитала только главу про вестерн, опять же, это была хорошая полезная глава, но неплохо бы дочитать остальные.


И. Фуфаева "Как называются женщины"
Отличная, в лучшем смысле слова занудская книжка. Автор-филолог даёт написанный очень просто и популярно (никакого занудства тут нет в плане изложения) и очень подробный разбор и анализ способов образования, оттенков значения, истории возникновения и употребления феминитивов в русском языке. Очень познавательно, очень по делу, очень толково. Отдохновение просто.



K. Northrup "Do less"
Заманчивое название, правда? Это очередная книга по тайм-менеджменту, в общем, но написанная с феминистской точки зрения - не спрашивайте меня, какая это волна, в общем, с призывом отказаться от измерения жизни скучной мужской прямой линейкой и прислушаться к естественной цикличности внутри себя и вокруг в мире. А прислушавшись и проанализировав, применить наблюдения к планированию своей каждодневной жизни и рабочих проектов. И перестать урабатываться до потери сознания там. где это не необходимо. Впрочем, и там тоже.
Мысли где-то разумные, где-то спорные (ну там, если ты не делаешь какую-то работу, значит, её должен сделать кто-то другой, не всегда физически возможно и не всегда этично её на другого сваливать) , где-то рассчитанные на другой уклад жизни. Сильно рекомендовать не могу, но как бы то ни было, пару идей я оттуда взяла.



P.R. Jackson "Never Work Harder Than Your Students"
Чувствуете, как я рвусь на работу, по этим двум соседним названиям?) Это уже книжка советов для преподавателей про в принципе организацию учебного процесса. Ну, опять же, многие вещи там звучат в принципе очень разумно, но я слабо представляю, как, не убившись в процессе, внедрить их в реальную жизнь. Хотя книжка даёт в конце подробные советы, как это делать мелкими шажками и методично. конечно, я посмотрела на эту главу с отвращением. ведь она хочет, чтобы я правда начала что-то делать. да ещё регулярно и методично, какая гадость. В общем. пару мыслей тоже ушла... думать... в преддверьи семестра по 20 пар в неделю.


Ну и ещё пара книг начата, но не закончена, так что про них будет уже в следующий раз.
Tags: #3колбаски, около книг
Subscribe

Posts from This Journal “около книг” Tag

  • Рождественская сказка

    Книга сегодняшнего поста могла бы и не попадать в эту серию - не могу сказать, что она была любимой в том смысле глубокого чувства, перечитывания…

  • 130 лет Толкину

    Когда-то давным-давно у меня была тоненькая маленькая книжка, с кованым узором и ребёнком, глядящим на торт со свечками, на обложке. В ней была…

  • Кино- и книжные итоги 2021

    Я, как всегда, не спешу подводить итоги года, откладывая это до последнего. Сегодня пара слов про книги и фильмы - и тут это тем более оправданно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “около книг” Tag

  • Рождественская сказка

    Книга сегодняшнего поста могла бы и не попадать в эту серию - не могу сказать, что она была любимой в том смысле глубокого чувства, перечитывания…

  • 130 лет Толкину

    Когда-то давным-давно у меня была тоненькая маленькая книжка, с кованым узором и ребёнком, глядящим на торт со свечками, на обложке. В ней была…

  • Кино- и книжные итоги 2021

    Я, как всегда, не спешу подводить итоги года, откладывая это до последнего. Сегодня пара слов про книги и фильмы - и тут это тем более оправданно,…