Дракон, этик и эстет (silbern_drachen) wrote,
Дракон, этик и эстет
silbern_drachen

Category:

Книги за сентябрь-октябрь

Что-то с последнего поста о книгах набралось уже подозрительно много пунктов в списке прочитанного - ну, по крайней мере, почти ничего не вызывает у меня желания писать много и большая часть - это перечитываемое,  так что пробегусь кратко и в основном вообще чисто болтологически.


Три нехудожественные книги

К. Уилбер "Краткая история всего"
Единственным, что мне не понравилось в этой книге, была её форма: я понимаю, что диалог - это прямо-таки изначальный философский жанр, но по-моему, без формы интервью можно было бы изложить это всё короче и местами яснее.
Содержание же интересно и очень во многом мне импонирует, многие мысли кажутся просто очевидными в своей верности. Заниматься пересказом идей я тут не собираюсь, но интегральный подход "all quadrants all levels" выглядит весьма убедительным для описания и понимания мира.
-

Д. Ричо "Эмоциональные триггеры"
Немного психологии.Ну, книжка обещает, конечно, несколько больше, чем реально даёт, но в в целом неплоха в той части, где разбирает конкретные типичные эмоциональные реакции, запускаемые триггерами. Несколько полезных мыслей я для себя вынесла.


Д. Пеннак "Как роман"
Пеннак - автор детских книг и детективов и учитель литературы, причём работавший в далеко не элитных школах и в том числе с детьми с задержками развития. "Как роман" - это небольшая книжка-гимн чтению. Пеннак задаётся вопросом, почему и как получается, что столь многие дети не любят и, главное, на самом деле не умеют читать - и внятно и убедительно показывает, как это получается. Он не формулирует это именно так, но в целом всё, в общем-то, просто: навык чтения - это далеко не только навык складывания букв в слова, и абсолютное большинство родителей совершенно напрасно считает, что на обучении алфавиту задача "научить ребёнка читать" выполнена. Этап научения читать и воспринимать тексты, воспринимать прочитанное как истории - ничуть не проще и на самом деле гораздо важнее. Все желающие могут тут, конечно, начать гордо рассказывать, что да ладно, я-де в 3 года выучил буквы и сразу начал добровольно читать собрания сочинений - но скорее всего вы себе сильно льстите, сами или с помощью родителей, и просто не помните, как и большинство других подобных вещей из детства, как именно набивали шишки и боролись с этими задачами и кто или что помогали с ними справиться.
Главный совет Пеннака - причём что для младших школьников, что для старших - снять всякое давление и оценивание и читать вслух, чтобы было интересно. Потому что, собственно, в интересе к читаемым историями удовольствии от них весь смысл чтения и литературы и есть.
Пишет он очень эмоционально и вдохновенно, и прямо хочется в самом деле всё бросить и пойти почитать вслух. И сразу вспоминаются лучшие моменты, связанные с таким чтением, - и это правда всё замечательные воспоминания.



Две штуки разочаровывающей фантастики.

А. Азимов "Академия"
Я собираюсь посмотреть на свежевышедший сериал, но хотела сперва ознакомиться с оригиналом. Классика фантастики, все дела.
В общем, на 20 с небольшим процентах я закрыла  книгу и удалила с читалки, потому что читать это невозможно. Степень технарской наивности  с просчитыванием истории на калькуляторе зашкаливает за все возможные рамки, а с литературно-стилистической точки зрения текст вырезан из картона топором.
Интересно, от "Я, робот" у меня вроде не было ощущения, что оно написано настолько паршиво. Или дело в том, что я эти рассказы просто читала очень давно, когда была куда более всеядна?



К. Вудинг "Шторм-вор"
Видимо, мне попались какие-то похвальные рецензии - очень зря, книжка совершенно пустая. Young-adult  фэнтези, где потенциально самое интересное - это особенность мира, тот самый Шторм-вор - "вероятностный шторм", который налетает на город и непредсказуемым образом меняет всё, чего касается. Звучит интригующе? Окей, автор использует этот шторм непосредственно в сюжете ровно один раз - и он не сделает примерно ничего.
Об остальном говорит то, что единственный сколько-то трёхмерный персонаж тут слеплен наполовину из Создания Франкенштейна, наполовину из Квазимодо. Всё.


Перечитанное, потому что веду зарубежку.

Э.М. Ремарк "На западном фронте без перемен"
В прошлом году только пролистала мельком, в этом - честно перечитала перед занятием, переложила закладками, вспомнила конкретику. Вообще все разные произведения о Первой мировой имеют какую-то загадочную тенденцию плавно сливаться в моей голове в нечто плюс-минус одно, и поди вспомни, вот этот эпизод был, простите, откуда. Единственный выбивается Хемингуэй с его "Прощай, оружие", потому что как-то в сравнении с другими его герою от той войны почти и не досталось, на самом-то деле.


В. Вулф "Миссис Дэллоуэй"
А вот это был тяжёлый случай, когда вообще-то любимый автор и любимая книга попадают как-то категорически невовремя, когда читать именно их ну вообще не хочется.Но в целом в этом плане это было хорошим напоминанием этого простого факта - книги могут быть просто невовремя, и вопрос далеко не только в зрелости и прочем, просто - сегодня может не хотеться читать то, что на ура зайдёт через неделю. Чтобы докопаться до собственной любви к тексту и почувствовать его музыку, мне пришлось посмотреть экранизацию и прочитать пару страниц вслух на паре, фрх. И вот как учитывать это всё в учебном процессе, скажите мне?..


Г. Гессе "Паломничество в Страну Востока"
Надо перечитать всего Гессе - ну ладно, не всего , к "Степному волку" меня заманить сложно, и "Демиан" туда же.  Но "Игру в бисер, "Нарцисса и Гольдмунда" - надо-надо-надо. А то второй я читала только в 9м классе, первую хоть в универе  перечитывала, но было это тоже давно.
Вот и "Паломничество" тогда же, в школе ещё - и оно меня тогда совершенно очаровало, а теперь ещё больше. Отлично читается в паре с "Краткой историей всего", между прочим - на две трети об одних и тех же вещах. Гессе откровенно и неприкрыто пишет одновременно о высокоуровневом духовном опыте и о невозможности адекватно его описать на обыденном языке, ну и о творчестве как таковом, куда без этого. Совершенно окрыляющая вещь.


К. Воннегут "Бойня № 5, или Крестовый поход детей"
Я решила, что пусть из американского середины века студенты лучше это прочтут, чем Сэлинджера (ну то есть Сэлинджера пусть тоже читают, но для этого им я не обязательна, и без меня всунут). Заодно сама перечитала. Как и с многим другим - я помнила с давнего чтения очень отдельные яркие моменты, и совершенно не помнила другие и как они между собой связаны. Не то чтобы последнее было удивительно в отношении этого романа, конечно. В том числе я забыла, насколько она грустная, эта книга, написанная соляным столпом.
Студентам однозначно будет полезно. И развлекательно, после Фолкнера-то.



Ж. Бедье "Роман о Тристане и Изольде"
Вообще-то я хотела для собственного развития перечитать Тома с Берулем, знакомство с которыми на 2м курсе не оставило практически никаких следов в моём сознании. Так что я скачала том "Литературных памятников" со всеми версиями романа. Но, чую, долго он будет ждать меня и подобающего исследовательского настроения, а реально перечитать я пока собралась только заданного студентам Бедье.



Перечитанное для себя

Дж. Остин "Мэнсфилд-парк"
Продолжаю перечитывать Остин и смотреть экранизации.
Нет, я, конечно, помнила, что "Мэнсфилд-парк" мне нравится у Остин меньше всего. Но боже, всю первую часть я просто еле заставляла себя продвигаться вперёд - потому что в отличие от любой другой книги Остин, здесь абсолютно невыносимы главные герои. И ладно Фанни, я не разделяю претензий к Фанни типа "она тихой сапой всех выжила", они крайне мало обоснованы. Фанни просто скучная и блёклая до сведения скул. Но кузен её Эдмунд просто абсолютно кошмарен и противен с его занудством, бесконечным сознанием собственной правоты и способностью ужиться только с женщиной, у которой просто нет взглядов, отличных от его собственных, потому что он же их ей и прививал.
Плюс это внезапное морализаторство с пуританским отрицанием театра - не, я понимаю логику, но мне реально просто физически тяжело было это читать, я вздохнула свободнее, когда наконец эта часть романа кончилась.
В общем, у "Мэнсфилд-парка" есть ровно один шанс быть ещё раз мной перечитанным - из чувства долга в оригинале. Больше меня туда явно ничем не заманить. (хм, надо посмотреть, что там Деревиц умудрился вынести из него в своих "Уроках Джейн Остин"?)
Tags: около книг
Subscribe

Posts from This Journal “около книг” Tag

  • Рождественская сказка

    Книга сегодняшнего поста могла бы и не попадать в эту серию - не могу сказать, что она была любимой в том смысле глубокого чувства, перечитывания…

  • 130 лет Толкину

    Когда-то давным-давно у меня была тоненькая маленькая книжка, с кованым узором и ребёнком, глядящим на торт со свечками, на обложке. В ней была…

  • Кино- и книжные итоги 2021

    Я, как всегда, не спешу подводить итоги года, откладывая это до последнего. Сегодня пара слов про книги и фильмы - и тут это тем более оправданно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “около книг” Tag

  • Рождественская сказка

    Книга сегодняшнего поста могла бы и не попадать в эту серию - не могу сказать, что она была любимой в том смысле глубокого чувства, перечитывания…

  • 130 лет Толкину

    Когда-то давным-давно у меня была тоненькая маленькая книжка, с кованым узором и ребёнком, глядящим на торт со свечками, на обложке. В ней была…

  • Кино- и книжные итоги 2021

    Я, как всегда, не спешу подводить итоги года, откладывая это до последнего. Сегодня пара слов про книги и фильмы - и тут это тем более оправданно,…